«Родители научили нас трудолюбию и состраданию»
28.02.2020В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы продолжаем рубрику – #НижнекамскиеМедикиОПобеде. В ней рассказываем о людях, которые прошли войну и потом связали свою жизнь с медициной.
Супругов Аркадия и Антонину Михеевых многие нижнекамцы помнят как врачей с золотыми руками и горячими сердцами. Оба начали работать почти с самого основания города, он – хирургом, она – терапевтом.
Аркадий Петрович родился в 1925 году в селе Чедроял Марийской АССР. В 1943 году, когда Аркадию исполнилось 18 лет, его призвали в ряды Советской армии. Воевать ему довелось в составе зенитного артиллерийского дивизиона в 196 зенитном артиллерийском полку в войсках ПВО. Свой боевой путь начал красноармейцем, потом стал старшим сержантом, а затем - командиром 1 орудия 196 ЗАП 1-й батареи дивизиона МЗО. Участвовал в войне с фашистской Германией, а весной 1945 года полк был переброшен на Дальний Восток. Ехали вместе со своими двухтонными орудиями воевать с Японией. Аркадий вернулся домой с войны только в июле 1946 года. Награждён медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
В 1947 году Аркадий поступил в Казанский государственным медицинский институт и окончил его с отличием, там же он познакомился с будущей женой. Вот какую статью написали про супругов Михеевых в одной из городских газет в 2001 году:
«Эта скромная, работящая, доброжелательная, умеющая слушать и слышать людей пара излучает свет и тепло, обладает притягательной силой. Они из тех, кто многое сделал для того, чтобы медицина в Нижнекамске была мощной и процветающей. Их знают многие – и не только в городе или районе, но и в республике. Главная встреча в их жизни состоялась, когда они были студентами Казанского медицинского института. Не одна студентка заглядывалась на солдата – бравого, красивого, статного. Был к тому же Аркадий Михеев сталинским стипендиатом, стипендию получал больше зарплаты главного врача. А сердце его ждало единственную и неповторимую. И дождалось…
Ему как члену комитета комсомола, активисту, участнику войны было вручено приглашение на октябрьские торжества в Доме учёных. Не простое было приглашение – на два человека. И взгляд Аркадия упал на ту, что была в голубом платье, стройную, высокую, с необыкновенным блеском карих глаз. «Ведь это Тоня из нашей группы! Как же я раньше-то не примечал? Это непростительно», - и направился к девушке.
А потом были вечер, танцы, первый робкий поцелуй… Свадьба. И все пятьдесят лет после – цветы, цветы, цветы для любимой Тони.
- Я счастлива. Все пятьдесят, как миг один. И любит, и жалеет, и бережёт меня, ухаживает как в юности. И я безумно влюблена, он – радость и счастье моё, - признаётся Антонина Никифоровна.
И глаза Аркадия Петровича излучают необыкновенное тепло: ведь это говорит его единственная Тоня.
- Тоня – не только моя любимая женщина, она – необыкновенная мать наших детей, бабушка внуков. Она – мой преданный друг, моё вдохновение. Её образ всегда со мной, где бы я ни был, - не жалеет ласковых слов Аркадий Петрович».
После окончания института с отличием в 1953 году Аркадия Петровича назначили главным врачом Мензелинской больницы, а Антонина Никифоровна начала работать там терапевтом, затем стала заведующей терапевтическим отделением. В 1965 Аркадий Петрович стал руководить Нижнекамской центральной районной больницы. Вот так позже вспоминала те годы Антонина Никифоровна:
«Больница располагалась в посёлке Строителей в трёх бараках, но там были все отделения и поликлиника. Врачи приезжали работать с большим энтузиазмом. И хотя Нижнекамск был в основном на чертежах, все знали, что это будет прекрасный город. Мы были молоды, горели желанием работать, и наши мечты сбылись.
Мы выполняли всю работу, не считаясь с нашими специальностями. Не раз мне самой пришлось обрабатывать и зашивать раны, так как по ночам
хирурга вызывали только в тяжёлых случаях, а из транспорта у нас была одна лошадка. На ней мы ездили и в Афанасовскую больницу. Потом появился УАЗ, на котором ездили по всему району, вели прием в медпунктах и участковых больницах. Это было для нас обычным делом.
Город продолжал строиться. Появились первые дома, магазин «Кама», ресторан «Кристалл». А наши дочери пошли в школу. Весь город занимался озеленением, об этом не надо было никого просить. Мы посадили берёзы и вишни у дома №9в на улице Юности, и они выросли стройными, высокими. Даже переехав в другой дом, мы старались пройти мимо наших деревьев.
Муж всегда работал хирургом – это его основная и любимая профессия. Дети, окончив школу, поступили в Казанский медицинский институт и после окончания вернулись в свой родной город. Наша семья очень дружная – у нас и дома разговоры о работе, помогаем друг другу советами».
В 1968 году Антонине Никифоровне было присвоено звание «Заслуженный врач РТ». В 1969 году Аркадия Петровича назначили заместителем главного врача городской больницы №2, а в 1978 он открыл врачебную амбулаторию УВД, в которой проработал хирургом до 2001 года. Не раз славному доктору вручали городские, республиканские и российские награды - отличник здравоохранения СССР, грамота ЦК Общества Красного Креста РСФСР, почётная грамота Общества «Знание» РСФСР, благодарность от министра МВД СССР за участие в подготовке и проведении Игр Олимпиады 1980 года. Старшая дочь Михеевых, Ирина, до замужества работала в нижнекамском роддоме, теперь же трудится в Санкт-Петербурге терапевтом. Младшая дочь - Елена Чигвинцева - заместитель главного врача по поликлинике ДГБ с ПЦ: «Всем своим образом жизни родители научили нас трудолюбию и состраданию. Когда жили в Мензелинске, в любое время дня и ночи, неважно, выходной, праздник или отпуск, звонил телефон или стучали в окно – привезли больного. И родители сразу же шли на помощь. И мы как-то привыкли к этому с детства – у врача такая жизнь, что в любой момент нужно быть готовым оказать помощь».